Меню

Защита от монополиста: как расторгнуть договор и отбить миллионную неустойку

В 2020 году двое наших клиентов заключили договора на грузоперевозку с АТ «Украинская железная дорога» (дальше – «Укрзалiзниця»). По условиям контракта «Укрзалізниця» предоставляет свои вагоны для перевозки, а компании обязуются использовать эти вагоны в конкретном объёме и в конкретные сроки по принципу: «чем дольше, тем дешевле».  

Так как наши клиенты заключили долгосрочные контракты, они платили «льготную» ставку – всего 584 грн в сутки за использование одного вагона-зерновоза в течение года. Это было почти вдвое меньше, чем платили остальные компании. Без долгосрочного контракта цена за использование вагона считалась по общей ставке – 1136 грн/сутки без НДС.

Именно такое преимущество – экономически выгодную разницу в +50% между общей и льготной ценой, обещала «Укрзалізниця». Это стало главной причиной, по которой наши клиенты подписали долгосрочные контракты. Без этого они бы никогда не подписали такие договора. 

На тот момент это было выгодно всем. «Укрзалізниця» могла рассчитать точный долгосрочный доход, без «прыжков» спроса и простоя вагонов в несезон. Грузоперевозчики получали  конкурентное преимущество перед другими и могли предложить своим клиентам хорошие цены на свои услуги.

 

Почему возник конфликт

Наши клиенты заключили договора с «Укрзалізницею» в июне-июле 2020 года. Уже в конце августа 2020 года всё руководство «Укрзалізниці» меняется. В начале сентября новый руководитель, который отвечает за формирование тарифов на грузоперевозку. К слову, раньше этот человек был соучредителем компании, которая конкурировала с нашими клиентами.

Всё было хорошо,  пока «Укрзалізниця» не стала снижать разницу между общей и долгосрочной ставкой. Так, через несколько месяцев она составляла уже не + 50%, а — 80%.  При этом наши клиенты по своим контрактам продолжали платить прежнюю цену – 584 грн/сутки. В то время как их конкуренты без долгосрочных контрактов платили 111 грн/сутки

Формально «Укрзалізниця» ссылалась на конъюнктуру рынка. Хотя раньше это не влияло на формирование общей ставки. Фактически же это был конфликт интересов. Новый руководитель решил зачистить рынок экспедиторских услуг и создать одного монополиста – компанию, в которой работал до своего нового назначения. 

Естественно, наши клиенты были недовольны. Перевозить грузы стало невыгодно, объемы перевозок упали. Кому нужно перевозить грузы за 584 грн/сутки, когда другие компании предлагают за эту услугу 111 грн/сутки?

 

Как клиенты пытались решить проблему

Наши клиенты обращались к руководству «Укрзалізниці», Кабинету Министров Украины, Министерству инфраструктуры с целью пересмотреть тарифную политику . Ведь если уменьшалась общая ставка, то должна была уменьшиться и долгосрочная. Только так можно было сохранить экономическую целесообразность контрактов. 

КМУ и Мининфраструктуры разводили руками, а «Укрзалізниця» и не думала менять контракты. Более того, монополист выставил нашим клиентам неустойку в несколько миллионов гривен за то, что те не выполнили объём перевозок. Хотя к этому привело злоупотребление договором со стороны самой же «Укрзалізниці».    

 

С этой проблемой клиенты обратились к нам. 

 

Что сделали адвокаты Mitrax в интересах клиента    

В этой ситуации Владиславу Скирде нужно было доказать в суде следующее:

  • «Укрзалізниця» злоупотребила своими правами, поэтому дальнейшее выполнение договора стало убыточным;
  • исчезло преимущество, ради которого клиенты заключали контракты – экономически выгодная разница в +50% между общей и льготной ценой. Это основание для расторжения таких контрактов;
  • из-за злоупотреблений «Укрзалізниці», наши клиенты несли убытки, выполняя договор. Поэтому их стоит освободить от будущей неустойки и вернуть им уже взысканные суммы. 
     

Чтобы доказать эти факты, Владислав Скирда скрупулёзно проанализировал контракты между «Укразалізницей» и клиентами, все допсоглашения и переписки. Мы разработали сильную правовую позицию на основе норм закона, практики ВСУ и ЕСПЧ. В суде мы доказали, что недобросовестные действия «Укрзалізниці» – это законное основание для расторжения контрактов и отмены начисленной неустойки.      

 

Какое решение принял суд

Суд прислушался к нашей позиции и принял решение в пользу клиентов. Так нам удалось избавить компании от «кабальных» договоров и сэкономить им в общей сложности 8 млн долларов США. 

К списку проектов