В начале войны госреестры закрыли, поэтому зарегистрировать изменения в ООО или провести другие регистрационные действия было невозможно.
Сейчас реестры и регистраторы снова работают. Ведь украинский бизнес оживает и сталкивается с разными ситуациями: кому-то нужно сменить руководителя, а кому-то – дополнить КВЭДы. Эти и другие изменения в ООО нужно регистрировать.
Но теперь привычные регистрационные действия проходят иначе. Военное время диктует новые «правила» работы. Из этой статьи вы узнаете, что важно учесть, чтобы внести изменения в ООО в условиях новой реальности.
Ограниченный круг регистрационных действий
Сейчас разрешены далеко не все регистрационные действия. Их круг постепенно расширяется, а все обновления по этому поводу публикуются на сайте Минюста.
Поэтому первая рекомендация: убедитесь, что изменения, которые вы хотите внести в свою ООО, можно зарегистрировать.
В частности, сейчас вы можете регистрировать:
- смену руководителя ООО или сведений о нем, а также о других людях, которые могут действовать от имени предприятия;
- изменения в учредительные документы, но при этом нельзя менять размер уставного капитала, состав учредителей и размер их долей;
- изменение КВЭДов, местонахождения и информации о каналах связи с предприятием.
Обратите внимание, что сейчас запрещено менять учредителей и конечных бенефициарных владельцев ООО. На эту тему у нас есть отдельная статья.
Подача документов на e-mail и экстерриториальность
Своеобразной новеллой стала возможность не подавать документы лично, а направлять их сканкопии на е-мейл регистратору с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП).
С одной стороны, это удобно. С другой стороны, не все госрегистраторы понимают, как это правильно сделать, и даже отказываются принимать документы таким образом. К примеру, в Киеве документы на е-мейл у нас не приняли. Зато в Черкассах все прошло без вопросов. А вот в Днепре регистратор не увидел файлы подписи ЭЦП по одному из подписантов.
Вторая новелла – экстерриториальность. То есть, вы можете подать документы для внесения изменений в ООО в любой отдел регистрационной службы, независимо от адреса вашего предприятия.
Но на практике госрегистраторы все же распределяются по регионам. Например, мы хотели зарегистрировать общественную организацию с киевским адресом в Ивано-Франковске. Но местные регистраторы сообщили, что «киевскими адресами занимаются Черкассы, звоните туда». Хотя теоретически наши документы должны принимать повсюду.
Учитывая эти изменения, мы рекомендуем:
- узнать, какие госрегистраторы вообще работают – это можно сделать на сайте Минюста, недавно там опубликовали свежий перечень органов, которые могут проводить регистрацию;
- взять контакты регистратора, который будет принимать ваши документы – нужно будет согласовать с ним содержание ваших документов и способ их подачи;
- уточнить, можно ли направить документы на е-мейл с ЭЦП и корректно ли их «видит» регистратор.
Чтобы сэкономить время и силы на общение с регистрационной службой и внести изменения в ООО без проблем, делегируйте это опытному юристу. Он быстрее найдет общий язык с регистратором, а затем оперативно и правильно подготовит ваши документы.
Двойные очереди
Как мы уже писали, в Киеве отказываются принимать документы на е-мейл. Скорей всего, вам придется подавать их лично. И отстоять двойную очередь тоже придется. В этом вопросе столица как будто вернулась на 5 лет назад – сначала вы стоите в очереди к терминалу за «талончиком», а затем ждете своего места еще и в электронной очереди.
Вполне возможно, в других городах ситуация такая же. Так что рассчитывайте свое время и помните об очередях.
Разные регистраторы – разные требования
Если ваши документы попадут к регистратору из другого региона – приготовьтесь их переделывать. Это не обязательно, но вполне возможно. Ведь у каждого регистратора есть свои субъективные требования и основания, из-за которых он может отказать в регистрации.
Поэтому перед подачей документов обязательно пообщайтесь с регистратором. Уточните спорные моменты и покажите «черновики», чтобы избежать неожиданного отказа. Конечно, надежнее доверить этот процесс адвокату. Он корректно оформит и согласует документы, чтобы ваша регистрация прошла без проблем.
План действий – как подготовиться к регистрации изменений в ООО
Для тех, кто планирует регистрировать изменения для своего предприятия, мы подготовили небольшой план действий с учетом реалий военного положения:
- проверьте на сайте Минюста, можно ли сейчас провести регистрацию ваших изменений;
- обратитесь в соответствующий регистрационный отдел – выясните, кто занимается вашим регионом и как принимаются документы. На сайте Минюста есть обновленный перечень и контакты органов, проводящих госрегистрацию;
- оформите необходимые документы – регистрационное заявление, протокол общего собрания, изменения в устав и т.п.;
- поговорите со своим регистратором – согласуйте с ним редакцию ваших документов и способ их представления.
Если вы не хотите тратить время и силы на все эти процессы, доверьте их опытному адвокату. Он оперативно и без проблем внесет изменения в ваше ООО.