Меню

В начале войны государство ввело широкий круг налоговых льгот и послаблений. О них мы говорили в статье Налоговые изменения vs военное положение: о чем стоит помнить бизнесу.

К сожалению, эти «поблажки» оказались временными. Уже сейчас государство постепенно закручивает бизнесу гайки. Именно такой вывод можно сделать из анализа двух новых законопроектов, которые находятся на рассмотрении Верховной Рады.

Мы проанализировали будущие налоговые изменения – из этой статьи вы узнаете, что ожидает налогоплательщиков в ближайшее время.

 

Законопроект № 7311: ответственность, проверки, сроки

Речь идет о законопроекте № 7311 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно отдельных налогов и сборов в период военного, чрезвычайного положения». Пока он ожидает рассмотрения в Верховной Раде.

Этот проект серьёзно уменьшает «военные» льготы, поэтому если его примут, плательщики получат неприятные сюрпризы. Рассмотрим, к чему стоит готовиться.

 

Увеличение военного сбора

С 2014 года военный сбор стал общегосударственным налогом. Он взимается с подавляющего большинства операций по ставке 1,5%. Теперь авторы законопроекта № 7311 предлагают увеличить ставку с 1,5% до 3%.

Одновременно на период военного положения военным сбором не облагается денежное обеспечение:

  • работников правоохранительных органов;
  • военнослужащих и работников ВСУ, Нацгвардии Украины, СБУ, Службы внешней разведки, Государственной пограничной службы;
  • лиц рядового, начальствующего состава, военнослужащих, работников МВД, Управления государственной охраны Украины, Государственной службы спецсвязи и защиты информации;
  • работников и военнослужащих других законных военных формирований;
  • других лиц на период их непосредственного участия в осуществлении мер по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии РФ.

Для всех остальных плательщиков ставка военного сбора возрастёт.

 

Возобновление ответственности за несвоевременную уплату налогов

Напомним, что если нет возможности, то сейчас налоги можно не платить. И никакой ответственности за неуплату не будет. Это же касается несвоевременной подачи отчетности или регистрации налоговых накладных, расчетов корректировок. Эти обязанности нужно будет выполнить после окончания военного положения.

Но законопроект № 7311 предлагает оставить эту льготу только тем, кто находится на временно оккупированных территориях или в зонах боевых действий. Выполнить свои налоговые обязательства нужно будет в течение 3 месяцев после деоккупации или завершения боевых действий в районе их местонахождения.

Если ВРУ примет этот законопроект, то плательщикам в тыловых и свободных регионах придется платить налоги, отчитываться и регистрировать накладные уже сейчас. Иначе их ожидает ответственность, как и в мирное время.

Кстати, спорным остается вопрос на счёт официального перечня территорий, где ведутся боевые действия или которые находятся в оккупации. В законопроекте № 7311 сказано, что этот перечень определяется Кабинетом Министров Украины. Однако никакого документа Кабмин так и не создал.

В настоящее время есть только Перечень территориальных общин, расположенных в районе проведения военных (боевых) действий или находящихся во временной оккупации, окружении (блокировке), утвержденный Приказом Минреинтеграции. Но вот можно ли применить этот перечень для налоговых целей – вопрос открытый.

В то же время, законопроект № 7311 освобождает от штрафных санкций и пени плательщиков, которые самостоятельно исправили ошибки, которые привели к занижению налогового обязательства во время военного положения.

 

Проведение проверок

Напомним, что на время войны проверки запрещены, а уже начатые – остановлены.

Исключение составляли проверки деклараций или уточняющих расчетов, если к ним подано заявление о возврате суммы бюджетного возмещения. Показатели такого возмещения должны быть сформированы на основании зарегистрированных налоговых накладных и/или таможенных деклараций, за исключением некоторых товаров. 

Теперь законопроект №7311 предлагает «разрешить» камеральные проверки:

  • налоговых деклараций (расчетов);
  • своевременности представления налоговых деклараций (расчетов);
  • своевременности уплаты согласованной суммы налогового (денежного) обязательства налогоплательщиков за пределами временно оккупированных территорий или зон боевых действий;
  • деклараций по НДС, поданных до 01.05.2022 за отчетный период январь 2022 года и уточняющих расчетов, поданных до 01.05.2022 к таким декларациям, если к ним также подано заявление о возврате суммы бюджетного возмещения;
  • налоговых деклараций плательщиков единого налога четвертой группы

Кроме того, новые нормы разрешают проведение фактических проверок.

Напомним, что фактические проверки проходят по местонахождению предприятия. Во время войны налоговая в основном проверяла бизнес из-за завышенных цен или невозможности расчета картами.

Очевидно, с принятием законопроекта № 7311 возможностей для фактических проверок станет больше. Поэтому стоит уже сейчас заручиться поддержкой опытного юриста – до того, как вас навестит инспектор.

 

Восстановление налоговых сроков

Законопроект № 7311 восстанавливает течение налоговых сроков, которые контролируют соответствующие органы. В частности, речь идет о сроках:

  • представления отчетности, в том числе квартальной или годовой финотчетности;
  • уплаты налогов и сборов для тех, кто находится за пределами временно оккупированных территорий или зон боевых действий;
  • проведения камеральных проверок, составления актов, представления и рассмотрения возражений, принятия, отправки и обжалования налогового уведомления-решения по результатам камеральных проверок;
  • проведения фактических проверок, составления актов, представления и рассмотрения возражений, дополнительных документов и объяснений, принятия, отправки и обжалования налогового уведомления-решения, административного ареста имущества по результатам фактических проверок.

До сих пор непонятно, почему в проекте ничего не сказано о сроках, в которые налоговая должна дать ответы на запросы плательщиков? Похоже, эти сроки всё еще остановлены.

 

Законопроект № 7360: возобновление обязанностей по уплате налогов и представлению отчетности

Главная новелла проекта указана в названии этого раздела. Обязанность по уплате налогов и представлению отчетности возобновляется для плательщиков, которые могут её выполнять. Иначе плательщик должен предоставить документы, чтобы доказать невозможность выполнить свою обязанность. Список таких документов в будущем составит Минфин.

 

Какие еще изменения предлагает законопроект № 7360:

  • налогоплательщики освобождаются от ответственности за несвоевременную отчетность или уплату налогов за период с 24 февраля 2022, если они выполнят эти обязанности в течение 60 дней с момента получения такой возможности;
  • плательщики налога на упрощенной системе с уплатой 2% налога освобождаются от ответственности за несвоевременное выполнение дополнительных обязательных уведомлений с 24 февраля 2022 года до перехода на упрощенную систему, если они исполнят эту обязанность в течение 60 дней со дня перехода на упрощенную систему;
  • налогоплательщики, которые исправят ошибки до 20 июля 2022, освобождаются от штрафных санкций;
  • суммы налогового кредита за товары, которые затем были уничтожены в результате войны, включаются в налоговый кредит, но не подлежат бюджетному возмещению.

Конечно, окончательный текст обоих законопроектов мы увидим только после их принятия. Однако уже сейчас стало ясно – объем и состав налоговых льгот существенно сузится.

Если вам нужны индивидуальные налоговые разъяснения по вашему бизнесу, обратитесь к опытному юристу. Команда АО Митракс всегда к вашим услугам.

Комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишись и следи за свежими публикациями