Меню

Несмотря на четко определенную судом позицию, Министерство юстиции продолжает прибегать к различного рода манипуляций для аннулирования свидетельств нотариусов.

В чем проблема?

Бывают случаи, когда нотариусы становятся причастными к рейдерским атакам, изменениям владельцев и другим манипуляциям с реестрами и как следствие, такие действия являются основанием для аннулирования свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью. Что делать в случаях, когда в таких действиях его вина отсутствует и каким образом защитить свои права?

За что можно привлечь к ответственности нотариуса?

Статьей 12 Закона Украины «О нотариате» предусмотрен ряд оснований для аннулирования свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью. Наиболее распространенными являются случаи неоднократного нарушения или грубого нарушения нотариусом закона, что нанесли ущерб интересам государства или другим лицам (пп.»Е» п. 2 ч. 1 ст. 12). Однако, данная формулировка подразумевает собой неоднозначность толкования такого основания, и именно этим пользуются чиновники Минюста при вынесении решений об аннулировании свидетельства. Учитывая это, следует руководствоваться принципом правовой определенности, согласно которому в случае недостаточной четкости или противоречивости норм права они должны толковаться в пользу невластного субъекта.

Дискуссии по поводу оснований для аннулирования свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью возникали во многих спорах, пока Верховный Суд по делу № 826/7176/17 не поставил точку в этих дискуссиях и объяснил, что обязательным признаком является причинение вреда интересам государства или другим лицам; суды должны установить наличие или отсутствие факта совершения нотариусом неоднократного нарушения действующего законодательства и установить, нанесли такие нарушения ущерб интересам государства или другим лицам, так и в случае грубого нарушения закона.

Несмотря на четко определенную судом позицию, Министерство юстиции продолжает прибегать к различного рода манипуляций для аннулирования свидетельств нотариусов.

В последнее время все больше нотариусов лишаются свидетельств и доступа в государственные реестры, что делает невозможным их право на осуществление нотариальной деятельности путем надуманных министерством оснований.

Какая статистика привлечения к ответственности?

В свободном доступе отсутствует статистика аннулирования свидетельств нотариусов, но имеющиеся статистические данные об аннулировании доступа нотариусов в государственные реестры — стадия, предшествующая аннулированию свидетельств, в свою очередь дает нам возможность сделать соответствующие выводы.

Например, с начала 2020 года в Украине 116 нотариусам был аннулирован доступ в государственные реестры, а это почти вдвое больше, чем за весь 2019 год.

Список государственных регистраторов и нотариусов, которым аннулирован доступ в государственные реестры. Данные Минюст.

С учетом приведенной статистики аннулирования доступа нотариусам в государственные реестры — за последние годы наблюдается тенденция роста численности нотариусов, которым был аннулирован доступ.

На что обращать внимание при проверке нотариуса? Как проходит проверка нотариуса?

Относительно нотариусов, как отдельных должностных лиц, на которых возложена обязанность удостоверять права и факты, имеющие юридическое значение, совершать другие нотариальные действия, с целью предоставления им юридической достоверности, установленный особый порядок осуществления контроля за организацией нотариата, проведение проверок организации нотариальной деятельности, соблюдение ими порядка совершения нотариальных действий и выполнения правил нотариального делопроизводства.

Кроме того, поскольку нотариусы выполняют функции государственных регистраторов, в отношении них действуют также правила осуществления Министерством юстиции Украины контроля в сфере государственной регистрации.

Следовательно, деятельность нотариусов проверяется путем проведения плановых и внеплановых проверок, а также в рамках контроля за деятельностью в сфере государственной регистрации — камеральные и специальные проверки. При этом внеплановые проверки могут быть комплексными, целевыми или контрольными.

Внеплановые проверки проводятся по поручению Минюста или территориального органа Минюста, или по результатам предыдущей проверки, в то время как плановые проверки проводятся на основании графика проведения проверок (в каждом регионе свой, например в Киеве и Киевской области  https://kyivobljust.gov.ua/plans_grafik).

Предмет проверки зависит от вида проверки: если проверка является комплексной, проверяется организация нотариальной деятельности нотариуса, соблюдение им порядка совершения нотариальных действий и выполнения правил нотариального делопроизводства за весь период, прошедший со времени проведения предыдущей комплексной проверки. Целевые проверки осуществляются в одном или нескольких вопросов законности деятельности нотариуса. В свою очередь, контрольные проверки — для проверки обстоятельств по устранению нотариусом недостатков, установленных ранее.

При проведении любой из проверок необходимо обращать внимание прежде всего на наличие оснований для проведения определенного вида проверки и соблюдения установленных сроков и порядка по их проведению.

Вот здесь и сам порядок: 

https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/z0298-14#Text  и https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/990-2016-%D0%BF#Text.

О начале проведения проверки соответствующий орган должен предупредить нотариуса и обеспечить возможностью предоставить объяснения по поводу установленных в ходе проверки нарушений и их устранения. Обращайте внимание на полноту и обоснованность доводов, приведенных комиссией по результатам проверки, соответствие действительным обстоятельствам и было ли комиссией затребовано копии документов, на основании или отсутствии которых утверждается о допущенных нотариусом нарушений закона.

Какие основания для обжалования результатов проверки?

Результаты проверки могут быть обжалованы как в связи с нарушением процедуры его проведения, так и в связи с действительным отсутствием фактов допущенных нотариусом нарушений требований закона. https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/990-2016-%D0%BF#Text  и  https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/z0298-14#Text

В первую очередь, оспаривая решение результатов проверки, следует обращать внимание суда на несоблюдение Минюстом и его территориальными органами требований об инициировании проведения проверки, ее проведения и оформления результатов, обеспечения нотариуса возможностью предоставления объяснений, устранения установленных недостатков, неучет или частичного учета предоставленных нотариусом объяснений при принятии решения о применении меры ответственности.

Применена мера ответственности к нотариусу должна быть соразмерна к нарушениям, установленных в ходе проверок и которые не были и не могли быть устранены нотариусом. Установленные по результатам проверки нарушения должны быть должным образом обоснованы и подтверждены документально. В случае недоказанности оснований для применения меры ответственности, решение Минюста и его территориальных органов по привлечению нотариуса к ответственности подлежит обжалованию.

Установленные в ходе проверки нарушения требований закона часто на практике являются надуманными, а приведенные комиссией аргументы не соответствуют содержанию нормативных положений или же указаны с их некорректным толкованием. В каждом отдельном случае необходимо обосновывать перед судом ошибочность выводов комиссии о якобы установленных в ходе проверки нарушений и отсутствии оснований для применения в отношении нотариуса определенной меры ответственности.

Комментарии:

Стали свидетелем неправомерных действий правоохранительных органов? Поделитесь опытом

Подпишись и следи за свежими публикациями