Меню

Вооруженная агрессия Российской Федерации против Украины сильно изменила привычную жизнь. На всей территории государства введено военное положение. Это особый правовой режим, и, в том числе, он повлиял на налоговые обязательства.

Адвокаты Митракс решили прояснить ситуацию и ответить на вопрос: что делать с налогами, отчетностью и проверками во время войны.

 

Уплата налогов

Особые условия налогообложения вступили в силу с 24 февраля 2022 года. Они регламентируются двумя Законами Украины:

  • «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об особенностях налогообложения и предоставления отчетности в период действия военного положения»;
  • «О защите интересов субъектов предоставления отчетности и других документов в период действия военного положения или состояния войны».

Прежде всего стоит знать: боевые действия не освобождают от налогов. Эта обязанность остается у каждого гражданина, ФЛП или предприятия. Поэтому общее правило – если у вас есть такая возможность, то налоги следует уплатить. Это можно сделать через Электронный кабинет налогоплательщика.

Особые правила действуют для тех, у кого нет возможность выполнить свои налоговые обязательства:

  • плательщики освобождаются от административной и уголовной ответственности за несвоевременную уплату налогов во время военного положения;
  • не применяются пеня и штрафы за нарушение налогового законодательства;
  • безнадежным долгом признаются начисленные штрафные санкции и пеня, которые автоматически отразятся в интегрированной карточке плательщика.

Вопрос платить или не платить налоги во время военного положения – ваш выбор.

Однако в будущем оплатить налоги все же придется. Это нужно будет сделать в течение трех месяцев после прекращения или отмены военного положения.

 

Эти правила касаются абсолютно всех налогов и плательщиков, независимо от выбранной системы налогообложения. Например, если у предприятия есть работники, то уплата НДФЛ, военного сбора и ЕСВ за каждого работника может быть перенесена на все время военного положения.

 

Предоставление отчетности

Во время военного положения изменяются правила по предоставлению отчетности. В этот период граждане, ФОПы и компании могут не представлять налоговые, учетные, бухгалтерские, финансовые, аудиторские, расчетные отчеты и любые другие документы.

Отчитаться за весь период войны можно будет через 90 календарных дней после окончания или отмены военного положения.

Этот срок продлевается, если плательщик участвовал в боевых действиях и из-за их последствий не успевает подать отчеты. К примеру, он находится на лечении и не укладывается в 90-дневный срок. Тогда отчитаться можно в течение 30 календарных дней после того, как «исчезнут» последствия, мешающие подать отчетность.   

Также в этот период плательщики освобождаются от административной и уголовной ответственности за непредоставления отчетности.

Налогообложение и оформление помощи для ВСУ и ТРО

Во время военного положения все операции по добровольной передаче средств и товаров, а также предоставления услуг в пользу ВСУ или ТРО без возмещения их стоимости не считаются операциями по реализации для целей налогообложения.

Например, если новое предприятие помогает ВСУ товарами на 1 млн грн и больше, то компания не обязана регистрироваться плательщиком НДС.

Те, кто предоставляет армии горючее и не могут регистрировать акцизные накладные в ЕРАН – могут перемещать горючее при наличии ТТН с информацией из соответствующей акцизной накладной.

Отсутствие документального оформления какой-либо помощи ВСУ в период военного положения не влечет штрафные санкции.

Налоговые проверки

С 24 февраля 2022 года законодатель остановил все начатые проверки и запретил какие-либо новые проверки на весь период военного положения. Поэтому плательщики, присоединившиеся к рядам ВСУ или ТРО, могут заниматься исключительно военными вопросами.

 

Комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишись и следи за свежими публикациями