Меню

Несмотря на два десятилетия фактического применения аутстаффинга в украинском бизнесе, четкого представления об этом механизме использования наемного труда так и не сложилось. Именно поэтому предлагаем вашему вниманию юридическую консультацию по этому вопросу.

Что такое аутстаффинг?

Аутстаффинг – это услуги по выводу сотрудников за штат заказчика («out» – вывод, «staffing» – штат). Выводят «за штат» в основном вспомогательный персонал. Согласно сведениям от провайдеров таких услуг, заказы на аутстаффинг распределяются следующим образом: 46% – админ. персонал, 24% – финансисты среднего звена, 14% – IT-специалисты, 10% – топ-менеджеры, 6% – рабочие специальности.

 

Аутстаффинговая компания обеспечивает:

  • оформление сотрудников/ увольнения с работы;
  •  правовую ответственность за кадры;
  • выплату зарплаты и отчисление взносов в соц. фонды;
  • кадровое делопроизводство и бухгалтерию;
  • урегулирование трудовых споров;
  • оформление отпусков, командировок, больничных листов;
  • социальное и медицинское страхование.

 

Какими законами регулируется деятельность аутстаффинговых компаний?

Действующими являются следующие нормы:

  • Подпункт 14.1.183 Налогового кодекса: «услуга по предоставлению персонала» (более широкая категория по сравнению с аутстаффингом).
  • Ст.39 закона №803-XII «О занятости населения» 1991 г.: Деятельность субъектов, осуществляющих наем сотрудников для выполнения ими в дальнейшем трудовых обязанностей у другого работодателя.

 

Прямая формулировка понятия «аутстаффинг» в законодательстве отсутствует. Попытки законодательного урегулирования этого направления деятельности были неудачными:

  1. Порядок, утвержденный постановлением Кабмина от 20 мая 2013 №359, не вступил в силу.
  2. Законопроект №2118 был снят с рассмотрения.

В иностранной практике применение аутстаффинга регулируется Конвенцией о частных агентствах занятости №181 от 19.06.1997 г. Однако этот международный нормативно-правовой акт Украиной не ратифицирован.

 

Недостатки и преимущества аутстаффинга персонала в Украине

Среди главных преимуществ аутстаффинга – освобождение от налоговой нагрузки и решения кадровых вопросов, возникающих у работодателя. На аутстаффинговую компанию переводится обязанность по оформлению трудовых договоров. В то же время, главные недостатки использования аутстаффинга персонала при ведении бизнеса – это правовые риски, о них – ниже.

Какие риски аутстаффинговой деятельности?

В законе №803-XII указывается: деятельность субъектов хозяйствования, нанимающих сотрудников для дальнейшего выполнения ими работы у другого работодателя, без разрешения запрещается.

Логика следующая:

  • Если разрешение отсутствует, то деятельность запрещается.
  • Разрешение получить невозможно, так как отсутствует механизм его получения (Порядок №359, где был прописан необходимый алгоритм, не вступил в силу).
  • На сегодня в Украине осуществлять аутстаффинг на законных основаниях невозможно.

Вывод: этот вид деятельности разрешен, но возможность заниматься им отсутствует.

Именно поэтому аутстаффинг – это рискованная деятельность с правовой точки зрения. Лица, занимающиеся этим видом бизнеса, должны четко осознавать риски.

Аутсорсинг и аутстаффинг: в чем разница

Не стоит путать аутстаффинг с аутсорсингом. Под аутсорсингом следует понимать передачу организацией определенных видов деятельности другой компании на основании договора.

Различия между аутсорсингом и аутстаффингом

Характеристики Аутсорсинг Аутстаффинг
Предмет договора Выполнение задачи (ведение бухгалтерского учета, юридическое обслуживание и т.д.). Предоставление кадров (бухгалтеров, юристов и т.д.).
Управление рабочей силой Управление специалистами лежит на менеджере компании-исполнителя, с которым общается представитель заказчика. Полное управление заказчиком сотрудниками в рамках заключенного договора.
Оплата труда Сдельная, почасовая или ежемесячная распределяется внутри компании-исполнителя. Оплата производится так же, как и в случае стандартного найма, выплачивает ее заказчик.
Подписаться на новости
Получайте свежие новости на свой email
Поздравляем, вы успешно подписались на новости блога!

Что нужно сделать для того, чтобы минимизировать риски?

При создании аутстаффинговой компании нужно стать на учет в Государственной службе занятости. Очень важно правильно организовать все договоры/ трудоустройство сотрудников.

Не помешает быть в курсе актуальной судебной практики по этому вопросу. Ведь до сих пор судебная практика не однозначна. Возьмем в качестве примера дело №640/1099/19, где были пройдены все судебные инстанции:

Из приведенных выше судебных решений следует указание на документы, которыми следует оформлять аутстаффинг. Однако даже при условии правильного оформления документов на компанию может быть наложено взыскание (и апелляционный суд признал законность подобного взыскания).

Следовательно, компании сейчас осуществляют аутстаффинг на свой страх и риск. Пока не будут приняты соответствующие изменения в законодательство, до тех пор, так и будет оставаться.

Комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишись и следи за свежими публикациями